Наш диспансер оказывает специализированную медицинскую (психиатрическую, психотерапевтическую, сексологическую) и психологическую помощь совершеннолетнему населению г. Минска.

Поговорим о зависимости

Курило Инна Владимировна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

138Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния.

Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Формируется привычка. С точки зрения нейробиологии, привычки — это повторяющиеся паттерны* синаптического возбуждения (синапс — место контакта между двумя нейронами). Когда мы думаем о чём-то снова и снова или выполняем одни и те же действия, синапсы активируются одним и тем же образом и формируют привычные схемы. В основе формирования привычек в самоорганизующихся системах лежит такое понятие, как «аттрактор» — это стабильное состояние в сложной (динамической) системе, к которому она стремится. Систему (человека) можно представить как шарик, катящийся по поверхности. В конце концов шарик попадает в лунку аттрактора. А вот выбраться из неё уже не так легко. Физики сказали бы, что для этого необходима дополнительная энергия. Если проводить аналогию с человеком, это усилие, которое нужно приложить, чтобы отказаться от какого-то поведения или образа мышления. Зависимость — это колея, выбраться из которой с каждым разом всё сложнее.

Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (эмоциональной) (от азартных игр, работы, рискованного поведения или, например, болезненной страсти к загару – танорексии. Для всех видов характерны рост толерантности к аддиктивному агенту, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу либо усиливать поведенческую тактику и потеря контроля. При удовлетворении этих потребностей чувствуется удовольствие и облегчение. Прекращение вызывает «синдром отмены», которое сопровождается раздражительностью, тревогой, разочарованием, чувством потери, болью и желанием принять аддиктивный агент, чтобы избавиться от негативных ощущений.

Любовная, сексуальная зависимость – это, чаще всего, тщательно скрываемая потребность в близости, однако секс не делает людей ближе. Это еще один миф. Эмоциональная зависимость (англ. dependence - зависимость) – стремление полагаться на другого человека (или других людей) для получения удовлетворения, безопасности, достижения своих целей. Зависимость детей от родителей естественна в раннем детстве и уменьшается с процессом взросления. О патологической зависимости говорят в том случае, когда человек не способен принимать даже простые самостоятельные решения, чувствует себя беспомощным и нуждается в постоянной поддержке окружающих.

В повседневной жизни каждый человек, как правило, имеет определенный набор навыков избавления от психологического дискомфорта, и достаточно эффективно использует их с этой целью. К индивидуально накопленному арсеналу средств относятся различные способы переключения внимания на эмоционально стимулирующие события и активности: просмотр фильмов, спортивных состязаний, прогулки, общение с природой, физические упражнения, получение поддержки от друзей, знакомых или родственников и др. Этим способам избавления от неприятных переживаний не придается особого значения. Зависимый человек начинает верить, что ничто не поможет справиться с переживаниями, кроме предмета зависимости.

Что же общего у заядлых игроков, обжор, сексуально озабоченных граждан, «героев фитнеса», шопоголиков и т.д.? Аддикция - это патологическая любовь и доверие к отношениям с объектом или событием. Все объекты имеют нормальную социально приемлемую функцию: пища существует для того, чтобы удовлетворять аппетит; игра - для того, чтобы получать удовольствие и испытывать возбуждение; медикаменты - для лечения заболеваний. Это примеры нормальной, приемлемой функции объектов. Аддикты устанавливают с объектами патологические отношения. Та же игра, те же медикаменты приобретают для них новую функцию. Пища используется для изменения настроения, игра становится патологическим гэмблингом, медикаменты используются как вещества, изменяющие психическое состояние в желаемом направлении. При этом неуклонно страдает как физическое, так и психическое здоровье, повышен риск суицидального поведения, бытовой и производственной травматизации, автокатастроф и т.п. Неизбежны материальные и социальные утраты – потеря квалификации, социального статуса, работы, семьи, жилья, проблемы административного и уголовного характера…

Что может провоцировать формирование зависимости?

Риск развития аддиктивного поведения, с точки зрения современных представлений, во многом связан с условиями воспитания в детском периоде жизни. В типах воспитания, наиболее предрасполагающих к риску развития аддиктивного поведения, выделяется главное звено - нарушение эмоциональных связей с людьми. Лица с повышенным риском развития аддикции в детстве не были научены правилам установления эмоциональных контактов с окружающими. Они воспитывались в семьях, в которых эмоциональная близость между членами семьи существовала не в реальности, а только на словах. Выделяют следующие семейные факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивного поведения:

1). Люди, у которых в последствии развилось аддиктивное поведение, были научены дистанцироваться от окружающих, вместо того, чтобы устанавливать с ними связь. Родители таких детей, как правило, не имели времени для общения с ними;

2). Родители могли быть носителями аддиктивного поведения, например, работоголизма. Попытки детей устанавливать с родителями более близкие контакты не приводили к положительным результатам;

3). В семье преобладали отношения друг к другу как к объектам, необходимым для манипуляции. Дети обучались такому отношению к людям с детства, и поэтому оно не является для них чуждым.

Такие типы семьи формируют у детей чувства внутренней пустоты и изоляции, с возникновением желания заполнить эти чувства путём создания в своих фантазиях особого мира, герои которого заменяют реальность. Таким образом, создаются предпосылки для развития негативного стиля жизни. В результате человек попадает в трудное положение. С одной стороны, он не имеет возможности естественным путем, посредством контакта с близкими людьми, удовлетворить свои эмоциональные потребности, получить от них эмоциональную помощь и поддержку, а, с другой, - не в состоянии найти эту поддержку внутри себя, так как его не научили этому в детстве.

Стиль воспитания в таких семьях не предрасполагает к умению человека быть самим собой. Человек не настроен на поиск резервов внутри себя, он не умеет этого делать и поэтому выбирает путь наименьшего сопротивления, уходя в аддиктивные реализации.

Зависимости могут развиться как результат длительных невротических конфликтов, структурного дефицита, генетической предрасположенности, семейных и культурных условий, а также влияния окру­жения. Провоцируют развитие аддиктивного поведения различные эмоционально значимые потери, например, потеря любимого человека, статуса, социального положения, идеалов, системы ценностей, потеря дружеских контактов, уход из семьи, новые социальные требования, социальная изоляция, связанная с пребыванием человека в новом для него обществе.

Аддикция нарушает систему естественных отношений, включающую в себя факторы, которые могут быть использованы людьми, обращающимися за поддержкой, помощью, советом с целью получить ощущение любви, актуализировать свой эмоциональный и духовный рост. Эти естественные отношения включают семью, друзей, общество, в котором живёт человек, его селф и связь с Высшей Силой, которая осуществляется проекцией религиозного чувства. Духовная пустота приводит к тому, что жизнь аддикта оказывается сломанной.

Аддикты ведут непрестанную борьбу с чувством стыда и вины, ощущением своей никчемности. Главная причина всех аддиктивных расстройств— это страдания, которые аддикты пытаются облегчить, отражающие базовые трудности в сфере саморегуляции, включающей четыре основных аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе.

Как стать свободнее?

Быть от чего-то или кого-то зависимым – это далеко не самый лучший образ жизни. Ибо зависимость – это довольно серьезное ограничение, из-за которого люди не могут вкусить все прелести жизни и не могут себя в ней в полной мере реализовать.

Многие родители считают, что в ситуации, когда их ребенок начал уходить от реальности с помощью различных аддиктивных агентов, виноваты все и вся, но только не они сами. Если Вы хотите, чтобы ваши дети изменились к лучшему, начните с себя. Есть одна замечательная притча про умирающего человека, который говорил: «В молодости я хотел изменить весь мир, позже я хотел изменить свой город, а еще позже я хотел изменить свою семью, но у меня ничего не получалось. Теперь, я понимаю, что я смог бы изменить семью, город и мир, если бы я изменил себя».

Сформулировать одно конкретное правило, которое помогло бы справиться с зависимостью, невозможно. Нужна комбинация упорства, индивидуальных особенностей, удачи и сложившихся обстоятельств. Взросление и саморазвитие во многом способствуют восстановлению и помогаютпобороть зависимость. Расширение сознания, мировоззрения зависимых людей, привнесение в их жизнь новых ценностей – это способы сделать их свободнее. В последние десятилетия в мире принята биопсихосоциальная модель зависимости. Выздоровление возможно при воздействии на физиологический, психологический и социальный компоненты заболевания. Для того, чтобы стать свободным, для начала нужно честно ответить на вопрос: «Почему хочется уйти от реальности?» Если человек осознает и признает проблему, обращается за помощью к специалисту, он встает на путь исцеления. Тяжело стать свободным в одиночку, обращайтесь за поддержкой!

139

*Па́ттерн— схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.