Cправка: +375(17) 295 45 98 | Mail: mail@gkpd.by

Наш диспансер оказывает специализированную медицинскую (психиатрическую, психотерапевтическую, сексологическую) и психологическую помощь совершеннолетнему населению г. Минска

Коммуникация врач-пациент

Якименко Алла Владиславовна, врач-психотерапевт учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

 Как писал в своей книге «Экзистенциальная психиатрия» Антони Кемпински, существует две плоскости взаимодействия между врачом и пациентом – вертикальная и горизонтальная. При вертикальной плоскости общения доктор воспринимается как Бог, который все знает, все умеет, а пациенту остается только слепо верить ему и беспрекословно выполнять все его рекомендации и назначения. У пациента в данном случае позиция подчиненная. При горизонтальной плоскости контакта пациент и врач находятся на одной линии, они взаимодействуют.

 Нужно отметить, что на сегодняшний день большинство пациентов уже не хотят находиться в подчиненной позиции. Их это не устраивает. Большинство пациентов хочет знать, что с ними  происходит? Какое у них расстройство, почему оно возникло? Какие последствия оно может иметь для них в будущем? Как это лечить? Можно ли вылечить это расстройство полностью? Какие методы лечения используются? Какие могут быть побочные эффекты у препаратов? Одним словом, они хотят принимать активное участие в процессе лечения, а не быть «подопытными кроликами». Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо.

Какие же опасности и неожиданности подстерегают при взаимодействии врача и пациента? Основные опасности можно свести к 4 позициям: отсутствие четкого выполнения лечения; кризис доверия; потеря четкой цели; всепроникающий страх.

Отсутствие четкого выполнения лечения. Вы проконсультировали пациента, выставили диагноз и у вас есть четкий план его лечения. Вы проинформировали об этом пациента. А готов ли он выполнять назначенное вами лечение? Хорошо ли он понял все, что ему нужно делать?

Кризис доверия. Во времена болезни уровень доверия, как правило, падает. Пациенты теряют уверенность в себе. Они перестают доверять себе. Они перестают доверять своим родственникам, которые пытаются их утешить и приободрить. Они теряют доверие к докторам. Все это приводит к психологическому упадку, подавленности.

Потеря четкой цели. В период болезни пациент начинает метаться. У него меньше внутренних ресурсов и больше беспокойства, хаоса в мыслях, чувствах, действиях. Пациент часто бросается в нетрадиционную медицину, обращается к гадалкам, шаманам, слушает советы соседок, знакомых. При этом он полностью теряет из виду основную цель, к которой ему необходимо двигаться.

Всепроникающий страх. Психологическая подавленность приводит к активизации внутренних страхов. Пациент не понимает, как ему жить дальше, как он будет существовать с новым заболеванием. Не превратится ли он в «овощ»? Сможет ли он работать? Сможет ли водить машину?

Все эти опасности возникают, как правило, одновременно и усиливают друг друга. Кризис доверия вызывает страх. Страх ведет к потере цели. А отсутствие цели ставит под угрозу весь лечебный процесс.

Как можно справиться с этими опасностями? Что можно сделать, чтобы избежать их? Нужно обеспечить четкое исполнение намеченного лечения, повышать доверие между врачом и пациентом, сосредоточиться на основной цели, снизить страх.

Обеспечить четкое исполнение намеченного лечения. Пациент должен четко исполнять намеченное лечение и корректировать его только с согласия врача. Чтобы убедиться, что пациент все понял, можно попросить его изложить лечение. Врач в свою очередь должен быть открыт для диалога, для обсуждения всех сомнений, волнений, опасений, которые могут быть у пациента. Необходимо предупредить пациента, что любые отступления от намеченного лечения могут привести к затягиванию болезненного процесса и его  переходу в хронический. Необходимо обучить пациента правильно оценивать свое текущее состояние.

Повышать уровень доверия между врачом и пациентом. Лучше всего повышает уровень доверия прозрачность и честность в отношениях. Не пытайтесь излишне приободрить и утешить пациента. Если что-то смущает в состоянии пациента, скажите об этом прямо. Если на сегодняшний день вы не уверены в диагнозе, скажите пациенту об этом. Скажите, что вам необходимо провести дополнительные исследования, чтобы утвердиться в диагнозе или опровергнуть его. Обещайте пациенту только то, что в состоянии исполнить. Если вы не уверены, лучше воздержитесь от обещаний. Если заболевание хроническое, не говорите пациенту, что вылечите его. Скажите ему, что постараетесь совместными усилиями достичь стойкой ремиссии. Если препараты на начальном этапе приема имеют побочные действия, предупредите об этом пациента. В противном случае все лечение будет восприниматься как неэффективное. Если видите положительную динамику в состоянии пациента, скажите ему об этом. Если динамики пока нет, скажите, что пока ее нет. Постарайтесь выяснить, почему ее нет. Обсудите это с пациентом.

Сосредоточиться  на основной цели. Определите реальную цель вместе с пациентом. Это может быть выздоровление, достижение стойкой ремиссии, стабилизация состояния, улучшение состояния до определенной степени и т.д.  Конечно, в большинстве случаев пациент хочет услышать, что мы пролечим его, и он навсегда избавиться от своего заболевания. Но так бывает далеко не всегда. В данном случае нужно учитывать возраст, течение болезни, социальное окружение психологические особенности  данного пациента. Поэтому нужно честно обсудить это с пациентом, сказать ему, что возможно, а с чем придется смириться. Возможно, поначалу пациент будет недоволен тем, что услышал. Но когда он успокоится, уровень его доверия к вам повысится.

Снизить страх.  Обычно страх возникает тогда, когда люди теряют контроль над своей жизнью, над тем, что с ними происходит. Они не видят четкой цели и не понимают, в каком направлении им нужно двигаться. Они пребывают в растерянности. Так вот задача врача состоит в том, чтобы помочь пациенту преодолеть это чувство растерянности, безнадежности и сосредоточиться на том, на что он может повлиять. Нужно объяснить пациенту, что страх – это эмоциональная реакция. С ним бесполезно бороться. Его нужно научиться преодолевать. Каким образом? Поскольку корни страха кроются в определенных установках, то нужно менять эти установки. И тогда страх исчезнет. А большое количество освободившейся энергии можно будет направить на созидательные цели. Как говорил Мартин Селигман: «Наши мыслительные привычки не пожизненны. Люди могут сами выбирать свой образ мышления».

062